Реализм

Законы Осипова — Ланчестера

Одно из основных правил войны — это так называемый закон N2 или квадратичный закон. Это общеизвестное правило, с которым знаком любой, кто имеет опыт службы или работы в армии. Оно используется для оценки разницы в силе между двумя противоборствующими сторонами. Согласно этому закону, разница в мощности группировки двух противоборствующих сторон пропорциональна не количеству боевых единиц (численности группировки), а квадрату от числа единиц. Если сторона А имеет 100 человек, а сторона В — 10, то исходя из квадратичного закона сторона А будет сильнее стороны В не в 10, а в 100 раз. Причина проста — более сильная сторона может сконцентрировать свои силы, получив за счет этого больше вариантов действий. Это приводит к тому, что более слабая сторона быстрее теряет свои силы и средства, что ещё больше усугубляет проблему. Вместо того, чтобы направить по 10 своих солдат против каждого солдата стороны В, сторона А может, к примеру, сконцентрировать все силы, добившись прорыва и обеспечив себе возможность беспрепятственного продвижения.

Этот вывод имеет большое значение для оценки Войн клонов. Мы знаем, что боевой дроид серии Б-1 считается примерно равным клону-солдату, а дроид серии Б-2 — немного превосходящим его (новеллизация Attack of the Clones), поэтому ни одна из сторон не имеет значительного преимущества в качестве своих войск. Обе стороны широко использовали общевойсковые группировки, включавшие пехоту, артиллерию и бронетехнику, и ни одна из них не имела существенного преимущества в скорости или мобильности. Кроме того, обе стороны использовали довольно посредственную тактику на поле боя. Таким образом, нет факторов, которые могли бы исказить применение этого эмпирического правила. В результате разница в общей численности сил не может превышать порядка величины, если одна сторона не собирается систематически уничтожать другую. Это подтверждается битвами при Мерзоне и Малом Парцелусе, где силы Республики соответственно были уничтожены при соотношении сил 5 к 1 и едва избежали гибели, потеряв 90% своих сил, несмотря на численное превосходство противника в 10 раз (согласно Clone Wars: The Best Blades).

Судоходство и транспортировка

В защиту необходимости размещения оружия в космосе часто приводится утверждение, что это дает идеальное преимущество твердой позиции[1]. Хотя это и так, это вовсе не означает, что твердая позиция может быть достигнута только ею. Традиционно преимущество армии, занимающей высоту, заключается в том, что обороняющиеся должны тратить меньше энергии на её защиту, чем нападающие, стремящиеся её захватить. Идея состоит в том, что космическое оружие будет практически неуязвимо по той же причине; любая атака на такую платформу сначала должна будет преодолеть гравитационное поле планеты. Однако это упрощенное сравнение упускает из виду важный момент: для запуска оружия в космос необходимо потратить значительное количество энергии, зачастую больше, чем требуется для его атаки. Хотя у обороняющейся планеты меньше ресурсов, само её расположение означает, что ей нужно тратить меньше энергии на использование собственных ресурсов, и она может делать это гораздо быстрее. Защитнику достаточно построить танк и доставить его на передовую, в то время как нападающему необходимо сначала переправить ресурсы через межзвездное пространство на завод, построить танк, переправить готовый танк через межзвездное пространство и доставить его на фронт. Это несоответствие всегда было проблемой, но масштабы звездной войны многократно увеличивают любые логистические проблемы, присущие обычной планетарной войне, какими бы тривиальными они ни казались.

Экстраполировать связанные с этим логистические затраты сложно, но их можно разложить на три составляющие, от которых зависит стоимость транспортировки: стоимость строительства, обслуживания и эксплуатации транспортных кораблей; время; и энергия, необходимая для транспортировки. Первую составляющую сложно определить, и для упрощения ее можно считать незначительной — распространенность частных звездолетов подразумевает низкую стоимость транспортировки, а корабли могут использоваться многоразово. Что же касается двух других составляющих, то они легко поддаются квантификации. Для любой заданной транспортной системы можно рассчитать энергию, необходимую для перемещения чего-либо из одного места в другое за определенное время. Поскольку энергия, необходимая для транспортировки объекта, пропорциональна стоимости его транспортировки, из этого следует, что чем меньше энергии требуется для перевозки чего-либо и чем быстрее это можно сделать, тем дешевле будет транспортировка. На практике это можно продемонстрировать следующим образом: стоимость транспортировки X тонн на единицу расстояния будет равна мощности двигателя, деленной на транспортируемую массу, деленную на скорость двигателя, умноженную на стоимость энергии, т.е.:

{[PMtV]C}MsD=$

где P — мощность (в ваттах), Mt — общая масса, которую может перевозить корабль (в кг), V — скорость (в м/с), C — стоимость энергии ($ за МВт·ч), Ms — масса перевозимого груза, а D — пройденное расстояние.

Требуемая мощность, скорость, общая масса и стоимость энергии будут статичными, что делает логистику зависимой только от общего объема перевозимого груза и пройденного расстояния. Это имеет важные последствия для ведения войны в межзвездном масштабе и исключает применение стратегии островных прыжков[2], подобной той, что использовали США во Второй мировой войне на Тихом океане. Хотя небольшая армия теоретически могла бы вести войну, для этого потребовался бы масштабный геноцид и разрушение инфраструктуры, чтобы лишить врага возможности действовать — в противном случае враг мог бы просто вернуться на своих сверхсветовых кораблях и продолжить использовать ресурсы, что привело бы к космической версии вьетнамской катастрофы с боями за высоту 937[3]. Кроме того, такой армии пришлось бы либо построить собственную инфраструктуру и импортировать рабочую силу, либо продолжать и дальше доставлять все свои грузы через космос, поскольку после всех разрушений ресурсы планеты не могли бы использоваться в интересах вторгшейся армии. Оба варианта экономически губительны. Поэтому необходимо вторгаться на каждую планету и захватывать ее по мере продвижения. Это также вынуждало некоторые планеты, которые в иных обстоятельствах могли бы сохранить свой нейтралитет, втягиваться в войну, поскольку они приобретали стратегическое значение. Иными словами, всё происходило именно так, как и задумал лорд Сидиус.

Можно, конечно, было бы попытаться компенсировать транспортные расходы, используя меньшее количество войск для захвата более отдаленных мест. Однако это далеко не всегда возможно, учитывая преимущества обороняющейся стороны и последствия понесенных потерь. Многократные поставки грузов в рамках крупной кампании обойдутся дороже, чем единовременное наступление подавляющими силами. Корабли должны доставить войска на фронт, затем вернуться на базу, а затем снова прибыть на фронт с подкреплениями. Кроме того, меньшему отряду потребуется больше времени для захвата территории, чем большему, просто потому, что он может занять и контролировать меньшее пространство. Это означает, что такой малочисленный отряд понесет большие потери, что лишь увеличит общее количество войск, которые необходимо будет доставить к месту сражения. Единственный реально осуществимый вариант — начать наступление, имея достаточное количество войск уже на начальном этапе, для чего и была создана Великая армия Республики (Attack of the Clones Visual Dictionary), и именно так и поступали как Республика, так и Конфедерация (Clone Wars: The Best Blades).

Затраты

Помимо стоимости транспортировки, межзвездная армия должна первоначально оплатить содержание своих войск. Стоимость невелика — затраты Конфедерации составляют по нескольку тысяч кредитов за дроидов-пехотинцев и десятков тысяч кредитов за специализированных дроидов, таких как дроидеки, магнастражи и их транспортные средства, включая истребители (The Star Wars Roleplaying Game Core Rule Book), в то время как Республика, по-видимому, обычно платит десятки тысяч кредитов за единицу легкой техники и сотни тысяч за единицу тяжелой техники или истребитель (Star Wars Roleplaying Game, Revenge of the Sith Collection). Сами клоны продаются по неизвестной нам цене, хотя вряд ли они стоят дороже, чем транспортные средства, которыми они управляют. Обучение офицеров-штурмовиков (ранее клонов-солдат) во времена Империи обходилось в 500.000 кредитов (Dark Forces: Soldier for the Empire), но следует ожидать, что более продвинутое обучение должно было стоить дороже. По имеющимся данным, обе стороны платили от сотен до нескольких тысяч кредитов за различное снаряжение, используемое их войсками (например, бластеры), и миллионы кредитов за звездолеты — сумма, которая представляется нам значительно заниженной, учитывая цены на прочие предметы снабжения и техники (Star Wars Roleplaying Game, Revenge of the Sith Collection).

Эти значения на первый взгляд кажутся противоречащими некоторым из приведенных выше цифр, пока не рассматривается масштаб галактической экономики. Из справочника Han Solo and the Corporate Sector Sourcebook мы знаем, что отдельные компании могли без проблем инвестировать от десятков триллионов до десятков квадриллионов кредитов в коммерческие предприятия и ожидать годовой прибыли до 360%, а отдельные континенты на отдельных планетах, как ожидалось, могли приносить десятки миллиардов кредитов. Экстраполяция этих данных показывает, что в галактическом масштабе экономики даже незначительный экономический рост может приносить десятки квинтиллионов кредитов ежегодно[4]. Действительно, инвестиции только в Корпоративный сектор составили бы не менее 2,35 квинтиллионов кредитов с годовой прибылью в 8,46 квинтиллионов кредитов. В свете этого неудивительно, что можно создавать умопомрачительно огромные армии — не говоря уже о космических станциях планетарного масштаба.

Примечания

[1] В оригинале — high ground

[2] В оригинале — island hopping

[3] Бои за высоту 937 (или сражение за высоту Гамбургер) — 10-дневные кровопролитные бои в 1969 г., в ходе которых войска США с трудом и большими потерями овладели хорошо укрепленной высотой только для того, чтобы оставить ее без боя спустя несколько дней

[4] Как уже было указано в подразделе Территория раздела Галактическая Республика, в галактике существуют миллиарды миров, доступных для торговли. Мы будем исходить из того, что на каждой планете в среднем находится 10 крупных рынков, приняв, что каждый такой рынок — это крупный коммерческий центр, обычно представляющий собой отдельный континент на планете. Исторически сложилось так, что западная цивилизация демонстрировала средний ежегодный рост в 3% за последние 150 лет, что соответствует началу индустриальной эпохи. Примечательно, что это значение примерно соответствует темпу экономического роста Китая с тех пор, как он вышел из изоляции в 1970-х годах и начал превращаться в крупную промышленную державу. Таким образом, мы можем использовать это значение в качестве ориентира для оценки самой нижней планки экономики галактического масштаба. Только рынки приносили бы 10 октиллионов кредитов, и даже если бы компании получали всего 0,01% от этой суммы в виде прибыли (абсурдно низкая доля рынка для такого прибыльного предприятия), они получали бы 1 секстиллион кредитов в год. Согласно данным из Star Wars Databank — Trade Federation, Торговая федерация существовала уже 350 лет к моменту начала приквелов, и даже при такой низкой рентабельности и 3%-ном ежегодном росте рынка у нее вполне мог иметься военный фонд в 36 октиллионов кредитов. К тому же, к Конфедерации присоединился не только Торгфед, но и семь других невероятно прибыльных бизнес-конгломератов, а также один из самых богатых людей в галактике, а Республика в свою очередь взимала налоги по более высоким ставкам гораздо большее время